Карэсансуй: японский сад камней или дзен-сад
Раздел: Культура и искусство |
Дата добавления: 2011-09-05 |
|
|
При упоминании слова "сад" в воображении встает живописный пейзаж, преимущественно в зеленой цветовой гамме, включающий растения, деревья, траву, цветы, возможно небольшой пруд.
Но с дзен-садами дело обставит несколько иначе, они создаются с использованием минимального количества растений, может чуть-чуть мха, в них нет водоема, лишь камни, гравий, песок.
Сад в стиле дзэн или Карэсансуй (карэ=сухой, сан=гора,суй=вода) обычно связывают с дзэн буддизмом, особо делающим акцент на спокойном миросозерцании, размышлении на пути к более просветленной жизни.
|
|
|
Дзен-сад – это физическая форма дзен-буддистской философии, первоначально он создавался как практическое пособие для понимания принципов дзэн.
Дзен-буддизм часто отождествляют с японским духом вообще, наверное, потому, что дзэнское мировосприятие пронизывало в свое время все аспекты японской культуры – от живописи до боевых искусств. Но истинная история возвращает нас в ту же Индию, родину многих восточных религий и философий.
Легендарный индийский монах по имени Бодхидхарма прибыл в Китай, приблизительно около 500 года, чтобы распространять дхарму или слово Будды. В своем путешествии он познакомился с даосизмом, который оказал несомненное влияние на становление буддизма в Китае, например, то, что касается любви к природе, а в конечном итоге появилось новое направление, делающее акцент на занятиях медитацией, чань-буддизм.
В Японии некоторые виды буддистской медитации практиковались ещё до того времени как монахи Эйсай (в 1187) и Догэн (в 1223) совершили путешествие в Китай, но после их возвращения дзэн превратился в самостоятельное учение.
История формирования принципов и элементов японского сада камней «карэсансуй» связывают с именем священника Мусо Кокуси (Сосэки) (1275-1351). Именно его называют прародителем японского сада камней. Сосэки являлся главным советником первого сёгуна клана Асикага, Асикага Такаудзи. Сосэки покровительствовал дзен-буддизму и благодаря его влиянию на Асикага Такаудзи дзен-буддизм стал ведущим направлением буддизма. Его работы с садами известны всемирно, но, к сожалению, существует очень немного переводов его теорий, в том числе и на английский язык. Самый известный пример – карэсансуй в Рёан-дзи, храме в Киото, привлекающий каждый год тысячи посетителей из всех уголков мира.
Зачастую священник оказывался и живописцем и ландшафтным дизайнером одновременно. Обязательно надо назвать и Соами из Дайсэн-ин (Киото). Соами или Кангаку Синсо (другое имя) надо заметить вообще был выдающейся личностью. Художник, искусствовед, ландшафтный дизайнер, поэт, мастер чайной церемонии и искусства икэбаны. Во всех своих творческих проявлениях он учил, что любая светская художественная форма может служить средством для достижения духовного совершенства. К сожалению, не сохранилось ссылок на его садовые проекты, но как полагают, единый стиль мастера угадывался и в его живописи и в садовом искусстве
Дзен-сады оценивались, как мысленное выражение каждого отдельного мира и по этой причине копирование было строго запрещено. Истинное значение японских садов должно находиться в воображении зрителя и его интерпретации символического пейзажа.
Существуют мириады демонстраций мысли Дзэн в «карэсансуй», и у каждой модели наличествует согласованность с древней философией.
Иси - КАМНИ
Всего дизайн сада может быть представлена как модель кривых линий невидимого. Ядро отношений между форма камней и растений. Горизонтальная композиция создает ощущение стабильности и силы, и вертикальной глубине и mnogoplanovost. Как общее правило чередования открытых и закрытых пространств, света и тени. Открытое пространство бесконечно. Это может быть большое озеро, пышные газон или песчаной поверхности, и путь, ведущий в никуда, покрытые валун. Окружающий ландшафт является частью общей композиции. Рядом горы и реки должны быть введены в картину. Формы асимметричный и непредсказуемый, но ни в коем случае и хаотичным. Состав считается завершенным, когда оно не может быть добавлены или удалены любого элемента.
Текстура и форма листьев также может быть использован для создания композиций с эффектами бесконечности. Размещение растений с меньшими листьями в фоновом режиме с большими вперед, мы расширяем оптического пространства. Среди малых кажутся большими, даже больше, и на фоне темного цвета выглядят ярче более яркими.
Это вдумчивый контраст форм и текстур создать ощущение потока энергии. Японские дизайнеры сад ищет взаимодействие инь и ян сил, как символ всеобщей гармонии.
Мидзу – ВОДА
в буддизме метафора человеческого возникновения, существования, скитаний души человека из одной оболочки в другую. Появившись в виде небольшого ручейка, она набирает силу, струиться, образовывает водовороты, несется к морю, чтобы в конце спокойно в нем исчезнуть, а потом вновь «родиться» в виде дождя.
Гравий, песок, мелкую гальку используют в качестве воды. Песок укладывается с особой тщательностью, подражая легкой ряби, стремительному движению и тому подобное.
В садовых водоемах создают «негативное» пространство, где никто и ничто не проживает, что отражает учение «му» или небытие, к чему постоянно обращается буддистская мысль в течение медиативной практики (небытие уравновешивает «всё»).
Белый гравий (Сиракава суна) также характерен для «водных» мест. Все «водопады», высотой больше чем 60 см символизируют Фудо Мё-о, самого известного из группы Мё-о (Короли Мудрости, Знаний, Света). Фудо в изобразительном искусстве или скульптуре всегда имеет свирепое лицо, поскольку он стремится напугать людей, для того чтобы они поняли как необходимо учение Будды. Он преданный защитник буддистского учения.
Заметим, что Фудо поклоняются и как божеству, связанному с материальным благосостоянием.
Стекающая каплями вода (сиси одоки или испуганная лань) является мерой времени.
Ну и конечно, как и в любой другой религии, вода – символ очищения.
Сёкубуцу - РАСТЕНИЯ
В дзэн саде фактически палитра растений сокращена до минимума (до того, как организовался классический стиль, использовали однолетние и многолетние растения, траву). Но, тем не менее, несколько растений остались для выражения идей дзэн. Бамбук, чьи стебли – прекрасный пример принципа «мусин», «пустое сердце» или точнее «без озабоченностей». Разум, не занятый установленными мыслями, не затрагивает сердце эмоциями и таким образом становится открытым, гибким, эластичным (как бамбук) ко «всему».
Слива – периодически повторяющееся тема, расцветает без листьев часто, когда еще лежит снег на земле, олицетворяет возрождение, способность быстро восстанавливать физическое и душевное состояние. Сосна, известная в Японии как мицу, по звучанию напоминает слово «ждать», таким образом в саду она – символ силы, терпения (ключевые принципы школы сото-сю в дзэн буддизме, которая преподает постепенное просвещение через размышления, но прежде терпение). Все три растения чаще всего находятся рядом, особенно в Новый Год, и называют их «Трое Друзей Зимы».
Растения выражают чувства с помощью цвета и структуры. Так красная сосна намекает на женское присутствие. Растения в японском саду тщательно подобраны, чтобы привнести тонкое, но красноречивое понимание многих принципов дзэн философии.
В дополнение к естественным элементам в дзэн саду присутствуют и некоторые искусственные архитектурные элементы.
Тэнкэйбуцу – УКРАШЕНИЯ
Речь пойдет о ступах, статуэтках, мостах, обязательным образом акцентирующих внимание на философских доктринах буддизма, и, конечно, о фонарях - их великое множество, даже светодиодная подсветка в современных вариантах каменного сада находит применение. Части фонаря представляют чистый Буддизм, драгоценный камень (ходзю) сверху фонаря – конкретный символ просвещения, учения буддизма (многие используют вместо камня просвещения лотос, наука о лотосе имеет самое прямое отношение к Будде).
Ступы – недвусмысленный намек на отношения между живущими и мертвыми душами. Они указывают правильный путь. Чайный бассейн, вновь символ очищения, и жизни. Иногда можно в саду увидеть статуэтку лягушки. Это лягушка Басё из знаменитого хайку:
Старый пруд
Прыгают лягушки вглубь
Всплеск!
Всплеск был для Басё внезапной вспышкой, которая отображала столь же неожиданный момент просвещения.
Мосты– хаси
в первых садах они часто приводили к центральному острову (накадзима), представлявшего Чистую Землю Амида Будды. Проход по мосту это переход из одного мира в следующий. Мостик из досок, скрепленных друг с другом, символизируют восьмеричный путь или благородный путь к спасению.
Со временем мосты приняли и даоские характеристики – дорога, ведущая из мир людей в мир природы. Мост вообще - символ перехода, имеющий много значений.
Дзен сады всегда являлись местом для расслабления, работы сознания и наблюдения одновременно. Они переходят за грань простого удовольствия и удовлетворяют цели, которая помогает понять человеку буддистскую философию. В целом дзен-сад воплощает дзен-буддизм в эстетически приятной атмосфере.
Японский сад
Японский сад, как живописные полотна
Автор: Элла Михайленко orient-interior.ru
|
|